Императорский фарфоровый завод как вершина фарфорового искусства дореволюционной России

    Императорский фарфоровый завод как вершина фарфорового искусства дореволюционной РоссииИмператорский фарфоровый завод как вершина фарфорового искусства дореволюционной России.В 1744 году во время правления императрицы Елизаветы была основана первая российская фарфоровая мануфактура. Фарфор, который создал Д.И. Виноградов, не уступал немецкому по составу массы и был приближен к китайскому.

Цветотерапия шопингом

    В первые годы своего существования завод выпускал только бытовые вещицы для императрицы и ее двора. В разные годы завод находился под управлением различных великих людей того времени, таких как например М.В. Ломоносов. В создании и разработке состава фарфора принимали участия российские и немецкие специалисты, а для совершенствования производства в течении всего существования приглашались специалисты с известных мануфактур Европы, таких как Мейсен.

       С выпуском первого роскошного обеденного сервиза для императрицы Елизаветы в 1756 году фабрика стала производить посуду для императорского двора, для подарков царствующим особам, фаворитам и представителям знатных родов. В дальнейшем названиями столовых и чайных сервизов послужили знатные фамилии такие как Юсупов и Орлов. Некоторые сервизы имели названия кабинетных или яхтовых. Один из известных сервизов назывался арабесковый и предназначался для приемов, поскольку количество предметов у него было огромным – 937 и предназначался он для 66 персон, кроме посуды включал богатый набор декоративных фигурок для украшения стола, главной фигурой сервиза была фигура императрицы.

        Со времени императрицы Екатерины II фабрика постоянно расширяла свое производство. Завод стал выпускать живописные вазы во французском стиле, украшавшиеся пейзажными и портретными миниатюрами знаменитых художников того времени. Живопись очень удачно сочеталась с формой фарфоровых изделий, подчеркивая тон глазури и белизну фарфора. Так же на заводе изготовили серию фигурок о жизни народов России, в которую были включены и ремесленники, и уличные торговцы, и промышленники.

       Продукции завода был присущ классический стиль и влияние французского искусства. А конец 18 века стал временем расцвета производства фарфора в России.

        Начиная со времени правления Александра I,  когда в моду вошел стиль ампир, основной темой украшения фарфоровых изделий стало прославления деяний императора. Появление национальных тем и сюжетов в искусстве благодаря победе в войне 1812 года стало основой серии военных тарелок, изображавших солдат и офицеров в мундирах различных родов войск.         Большое место в продукции завода занимала портретная живопись. На Императорском заводе стали изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени, в большинстве случает прославленных полководцев. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. А вторыми по значимости фарфоровыми изделиями составили дворцовые сервизы.

        В эпохи правления Николая I, Александра II и III  изготавливались  сервизы  различных стилевых направлений для всех резиденций Петербурга. Одним из более значимых стилей стал русский. В эту эпоху живопись становилась все более виртуозной. Вазы декорировались копиями картин известных мастеров всех времен: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др, очень близких к оригиналу по точности исполнения и чистоте красок. А первенство завода по живописному наполнению фарфоровых изделий было подтверждено на европейских выставках.

        Во времена правления Николая II завод стал технически и технологически совершенным производством для своего времени. А художественные технологии, применявшиеся на заводе, были гордостью всей России.

До революции изделия Императорского фарфорового завода всегда маркировали монограммой императора, царствовавшего в то время.

        После национализации в 1918 году завод выпускал уже  фарфор под потребности советской власти. Фигурки изображали новых героев того времени: солдат, агитаторов, матросов или людей рабочих профессий: пахарей, ткачих или рыбаков. Выпускалась посуда с революционными лозунгами и агитационными призывами, в модном в том времени  футуристическом стиле.

    В 1925 году фабрика стала именоваться Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова. В советское время фабрика продолжила создание столовых и чайных сервизов с ручной росписью  для официальных приемов. Основными мотивами декора служили сказочные сюжеты, русская природа, колхозная жизнь. Выпускались так же бюсты вождей и вазы с их портретами.

       Продукция под маркой ЛФЗ, введенной в 1936 году, была востребована как в СССР, так и экспортировалась в страны Европы, Америки и Азии. ЛФЗ производил  и производит чайные, кофейные и столовые сервизы, статуэтки и скульптуру от президентского уровня до рядового. Как и ранее завод производит посуду с монограммами заказчиков. Изделия изготавливаются из твердого и костяного фарфора, декорируются надглазурной и подглазурной росписью, с использованием редких и драгоценных металлов. Продукция завода всегда пользовалась особым спросом, а статуэтки, чайные пары и сервизы ЛФЗ были в каждой советской семье.

В настоящее время завод именуется ИФЗ, а его изделия разных периодов высоко оценены и востребованы коллекционерами старинного фарфора и антиквариата. А статуэтки с клеймом ЛФЗ редких серий пользуются большим спросом у коллекционеров за особое качество и высокую художественность исполнения.

Оставьте комментарий

Shopping Cart