//Ранние советы на рынке антиквариата. Имеет ли смысл собирать и инвестировать

Ранние советы на рынке антиквариата. Имеет ли смысл собирать и инвестировать

Ранние советы на рынке антиквариата. Имеет ли смысл собирать и инвестировать?   Ранние советы на рынке антиквариата. Имеет ли смысл собирать и инвестировать. В чем привлекательность антиквариата, так называемого периода «Ранние советы»? В первую очередь, наверное тем, что все таки это вещи с 80-99-летней историей. А, во вторую, в большинстве своем, они повторяют изделия дореволюционного фарфора или несут революционно-агитационный смысл, снова вошедший в моду в последнее десятилетие.

   Если проследить за историческими параллелями и изменениями в названиях фарфоровых фабрик, то можно узнать много интересного об истории фарфорового производства и, совершая покупку, например, чайной пары, понимать, какая история содержится в ее декоре, проследить, чья же форма использовалась и какая деколь применялась.

   Далее приводятся несколько наиболее часто встречающихся названий с их историческими изменениями, которые будут полезны начинающему коллекционеру.

   Фабрика Гарднера (1766-1892 гг.), купленная в 1892 году Товариществом М.С. Кузнецова (клеймо с буквами Д.Ф.) с 1917 года являлась национализированным Дмитровским фарфоровым заводом в Вербилках, а с 2000-х годов снова «Гарднер в Вербилках».

   В 1890 М.С. Кузнецов приобрел Завод Ауэрбаха, основанный в 1809 году. На марках Кузнецова этого завода ставилось дополнение Т.Ф. В 1918 году завод национализирован. С 1924 года завод становится Тверской фарфорово-фаянсовой фабрикой имени И.И. Калинина в Кузнецове, с 1931 года — «Конаковская фаянсовая фабрика», с 1937 года — «Конаковский фаянсовый завод», с 1952 года — «ЗиК Конаково», который в настоящее время закрыт.

    Завод Кузнецовых в Дулево основан в 1832 году. Нацонализирован в 1917 году. Между прочим, крупнейшее фарфоровое производство России 20 века! С 1917 года и по настоящее время — «Дулевский фарфоровый завод».

   Завод Кузнецовых основан в Дрейлингсбурге под Ригой в 1841 году. Завод находился в собственности семьи Кузнецовых и выпускал продукцию до 1940 года!!! После чего, перешел в подчинение наркомата местной промышленности Латвийской ССР. С 1945 года — «Рижский керамический завод» со всем известной и любимой маркой советских граждан «RPF». C 1963 года объединен с заводом, основанным до революции еще Ессеном, и получил название «Рижский фарфорово-фаянсовый завод».

    В 1887 году М.С. Кузнецов основал завод около села Буды Харьковской губернии. На марках того периода встречаются дополнения «Буды» и «Харковъ». В 1917 году национализирован. В настоящее время работает как «Будянский фарфоровый завод».

    В 1894 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» приобрело у торгового дома «Карякин и Рохманов» завод, находившийся в деревне Песочной Ярославской Губернии. В марках того периода присутствует название «Рыбинскъ». В 1917 году национализирован. С 1918 года — «Первомайская фарфоровая фабрика». Работает и в настоящее время.

   В 1878 году близ станции Волхов Новгородской губернии основан завод И.Е. Кузнецова. В марках часто добавлялось название «Волхов». В 1917 году национализировано. С 1922 года «Комминтерн». С 1927 года вошел в состав «Центрфарфортрест». Разрушен в 1941 году.

   1892 году И.Е. Кузнецов приобрел завод Рейхеля, близ села Бронницы Новгородской Губернии. В 1917 году национализирован. С 1918 года по настоящее время «Фарфорово-фаянсовая фабрика «Пролетарий».

    В 1900 году И.Е. Кузнецовым основан завод близ села Грузино Новгородской губернии. В 1917 году национализирован. Марки в основном повторяли Волховский завод с добавлением букв Г.Ф. В 1920-е годы завод входил в трест «Новгубфарфор», в 1923-1926 гг. здесь выполнялись агитационные изделия (клеймо «НГФ Грузино»). Во второй половине 1926 года трест «Новгубфарфор» был реорганизован и объединился с «Центрфарфортрест». Завод работал в 1990-е годы, назывался «ЗАО Красный фарфорист», с 2003 года называется «Кузнецовский фарфор». Из вышесказанного следует, что и в настоящее время можно встретить клейма очень похожие на те, что были до революции с датировкой 1898 года, выпущенные в наше с Вами время. Такие клейма иногда сильно смущают начинающего коллекционера тем, что фарфор по виду и по качеству современный, а клеймо Кузнецова.

    В 1851 году С.И. Мальцов в селе Песочня Калужской губернии основал завод, который в 1898 году был выкуплен М.С. Кузнецовым. В 1917 году национализирован. С 1918 года — «Песоченская фаянсовая фабрика». С 1937 года — «Кировский фаянсовый завод». Работает по настоящее время.

    В 1835 году близ Санкт-Петербурга основан завод братьев Корниловых. В сентябре 1918 года завод, построенный по последнему слову техники, национализирован и передан в ведение «Наркомпрос». 10 января 1922 года предприятие переименовано в «Полюстровский фарфоровый завод «Пролетарий»».

    В 1917 году национализирован завод, основанный Р.П. Грипари, находящийся в поселке Барановка Житомирской области,который в последствии получил название «Барановская фарфоровая фабрика имени В.И. Ленина». В 1807 году основан завод в местечке Городница Волынской губернии,который в последствии был национализирован А.Ф. Зуссманом после революции. Производство в 1923 году получило название «Городницкий фарфоровый завод». Работает по настоящее время.

   Особняком стоит Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), являющийся одним из старейших в Европе, первым и одним из крупнейших в России предприятий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. После революции 1917 получил название «Государственный фарфоровый завод» (ГФЗ). В 1925 году заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова и предприятие получило официальное наименование — «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова», наряду с которым, имел о место употребление краткой формы — «Ломоносовский фарфоровый завод» (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась также и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года. В настоящее время возвращено название «ИФЗ».

   После революции большинство национализированных фабрик испытывало большие трудности с сырьем и красками. В тот сложный исторический период было не до мещанских привычек и фарфора. Хотя многие годы фабрикам удавалось использовать остатки сырья и на некоторых изделиях даже сохранились клейма в тесте, свидетельствующие о том, что фарфор производился на фабрике товарищества М.С. Кузнецова, рядом с которым, новая советская власть ставила клейма «Грузино», «Красный фарфорист», «Волхов» и другие. Кстати, эти экземпляры, как свидетели смены эпох, являются не менее желанными для коллекционеров антиквариата, нежели дореволюционный фарфор. Поскольку качество деколи, рисунки, кузнецовские формы и белье — все свидетельствует о той эпохе, где высокохудожественность ценили более, чем власть пролетариата, для чьего использования он в последствии и выпускался.

   В тот не легкий для нашей страны период фарфор делился в большинстве своем на два вида: агитационный, некоторые экземпляры которого стоят сотни, тысячи, а иногда и десятки тысяч долларов, и тот, что представлял аналоги по деколям, формам и сюжетам того, еще качественного, дореволюционного фарфора фабрик Кузнецова, братьев Корниловых, Ессена и др., из которых потом вышли такие предприятия, как «Красный фарфорист», «Пролетарий», «Рижский фарфоровый завод», «Вербилки», «Дулево», «ЗиК». Цена на эти предметы либо равна, либо в пару-тройку раз ниже дореволюционных аналогов. К 1930-м годам ассортимент советских фабрик существенно сокращается, происходит его стандартизация. Также идут тенденции удешевления и упрощения декора и красок.

  По моему мнению, Ранние советы — это последняя вспышка перед закатом большой истории дореволюционных производств. Поскольку, тот фарфор, что выпускался после ВОВ, нес уже другую смысловую нагрузку, измененные формы и существенно упрощенную художественную составляющую. Конечно всегда присутствовали и выставочные экземпляры и сервизы, выпущенные для элиты или разработанные для особенных случаев, но все же они несли уже другую смысловую нагрузку и будут тоже по достоинству оценены по прошествии времени, как например, когда «винтаж» станет «антиквариатом.»

   Говоря об их редкости на рынке антиквариата можно отметить, что выпуск в связи с революционными событиями того времени был в разы меньше, чем в дореволюционный период, сохранность и уважение в периоды, когда народ захвачен строительством коммунизма и презирает мещанство еще ниже. Так что если встретите, например, чайник или декоративную тарелку, где фарфор еще по дореволюционному белый, присутствуют клейма периода 20-30 годов, где декор еще красочен и хорошо выполнен — берите, потому что с годами он точно вырастет в цене.

Автор | 2017-04-17T23:42:32+00:00 Август 24, 2016|Из истории|Нет комментариев

Оставить комментарий